Как написать эссе
В вышке есть два общих типа письменных работ: эссе и реферат.
Реферат, обычно, довольно уныл, содержит в себе суровые выжимки суровой подборки литературы по конкретной теме. Они нужны для того, чтобы ознакомиться с сутью книги/статьи/целой конкретной тематики.

Эссе – кое-что повеселее. Здесь тоже нужно отразить суть книги/статьи/тематики, но в эссе от вас ждут не только пересказ чужих мыслей, но и то, как вы сами это поняли => выражение собственной позиции.
Опасность для любого эссе/реферата – это вода.
С одной стороны, она объяснима в том случае, когда есть жесткие требования по объему. С другой стороны – преподаватели или смотрят на неё сквозь пальцы, или не любят => работу воспримут как слабую => оценка будет неоч.

За годы обучения в бакалавриате и магистратуре я так и не научилась лить "воду", поэтому мои эссе редко превышают 5-6 страниц. И иногда это шло вразрез с предъявляемыми требованиями (бывают фанатики, которым подавай 10+ страниц, ну что ж...)!
Лайфхак: ёмкому, но структурированному и интересно составленному тексту прощается всё :D
Потому что самое главное – это качество выполненной работы!
У преподавателей (у меня уже тоже!) выработан навык не только чтения по-диагонали, но и некий ... назовём это "набор компонентов", по которым можно оценить письменную работу. Не забывайте, что всё всегда очень субъективно!
Во всех письменных работах, с которыми вы столкнётесь в вышке, есть некая универсальная трёхчастная структура, которой следует придерживаться:

1) Введение
– обоснование выбора темы, постановка проблемы (опционально – описание проблемной ситуации), ввод ключевых понятий, обозначение структуры дальнейшего текста;

2) Основная часть
– логическая аргументация, связанная с рассмотрением обозначенной во введении проблематики с помощью введённых понятий (и отсылками к авторам и ключевым работам, с ними связанными). Здесь также может быть описание кейсов, которые используются как пример, подтверждающий верность ваших суждений. Иногда суть основной части текста – раскрыть содержание другого текста, который вы "реферируете";

3) Заключение
– "Обобщая всё вышесказанное ..." – формулируете выводы, основанные на аргументации из основной части, соотносите их с темой и постановкой проблемы (дали ли вы ответ на вопрос, который был заложен в формулировке проблемы). В некоторых случаях здесь прописывают "на будущее", т.е. какие-то новые нерешенные вопросы или размышления о том, в какую сторону будут двигаться исследования по рассмотренной теме.
Check-list для того, кто пишет текст
  • Обозначена тема (и/или проблематика)
  • Дано описание темы/проблемы
  • Подобрана соответствующая литература (и раскрыто её содержание)
  • Приведены примеры, которые хорошо отражают суть темы/проблемы
  • Грамотное оформление (форматирование + библиография)
  • ЕСТЬ ИЗЮМИНКА
Формат
На каждом курсе к эссе предъявляются особые требования, входящие в критерии проверки. Поскольку я занимаюсь эссе лицеистов и бакалавров-социологов, то предварительно поясню некоторые тонкости для каждого:
Лицей НИУ ВШЭ

Структурированное эссе
Задание: проанализировать цитату, вынесенную в формулировку темы, с применением знаний по курсу обществознания.

Объём: Лист А4 с одной или двух сторон
Время: 1,5 часа на написание в классе

Постановка проблемы: контекстная, т.е. в самой цитате, которая заложена в формулировку темы, кроется проблематика (неравенство, конфликт, несоответствие), которую хочешь-не хочешь надо раскрывать.

Принцип работы с текстом эссе: формальный, т.е. вам уже известно, что и в какой последовательности писать.

Введение:
постановка проблемы + ввод 3 понятий из блока по социологии, которыми вы собираетесь объяснить суть высказывания (они не должны пересекаться, т.е. объяснять, например, конфликт в семье через "социальную группу" и "малую группу" не прокатит)

Основная часть: 3 аргумента
- аргумент "за" (с обоснованием);
- аргумент "против" (контраргумент с обоснованием или доведение до абсурда изначального утверждения автора)
- логический аргумент "если ... то ..." (от общего суждения к частному)
- к каждому аргументу вы должны подобрать одно из 3 понятий с обоснованием выбора (желательно со ссылкой на автора)
- каждый аргумент сопровождается одним из 3 типов примеров (художественная литература, мировая или отечественная история, повседневный опыт)

Заключение:
- обобщение аргументов из основной части, которое сводится к вашему (не)согласию с позицией автора
- уточнение или опровержение позиции автора на основе приведенных вами аргументов
- содержательный вывод


Как подготовиться: по мере прохождения тем курса, выписывайте себе определения для терминов, в скобках указывайте фамилии авторов, попутно отмечайте кейсы, которые вы сможете задействовать как примеры разных типов.
1 курс бакалавриата
эссе по курсу Социологическая теория
Задание: описать ситуацию (0,5-1 страница) и дать социологическую интерпретацию (2+ страниц).

Объём: 3-5 страниц + титульник и список литературы

Постановка проблемы: ситуативная, т.е. уже в описании ситуации читателю должен быть очевиден основной конфликт сторон или несоответствие теории практике.

Принцип работы с текстами: вспомогательный, т.е. вам важно указать в основной части работы, какие понятия из общей социологии вам подходят для анализа ситуации, даёте их определения и ссылки на авторов. В дальнейшем переводите то описание, которое сделали в начале эссе, на "научный язык" и рассматриваете вашу ситуацию в более широком контексте выбранного социального феномена или процесса.

Вывод: логическое обобщение всех приведённых вами интерпретаций рассмотренной ситуации.

Какую литературу брать:
- ПЕРВОИСТОЧНИКИ;
- допустимы социологические словари и учебники Гидденса и Штомпки, если сложно отследить первоисточник для того или иного термина;
- допустимы лонгриды и видеолекции с портала ПостНаука (оформить ссылку как на электронный ресурс).

Что не брать:
Википедию, готовые рефераты по схожей теме (Большой брат найдёт плагиат).
3 курс бакалавриата
эссе по курсу Современная социологическая теория
Задание: раскрыть содержание темы, которая берется из программы курса ИЛИ формулируется самостоятельно и обговаривается с преподавателем.

Объём: не больше 6 страниц текста + титульник и список литературы

Постановка проблемы: теоретическая, т.е. касается работ автора, которого вы рассматриваете, либо проблематики, с которой работал(а) автор. Опционально можно упомянуть востребованность данной проблематики на сегодняшний день.

Принцип работы с текстами: аналитический, т.е. вы "с умом прочитали" какие-то тексты, на основе которых сделали соответствующие рассуждения, НО этот процесс нужно придумать, как назвать с точки зрения методологии. Здесь, увы, нет готовых формулировок, поэтому подумайте самостоятельно над этим.

На экзамене-собеседовании СП всегда спрашивает, что вы делали с выбранной литературой, как её анализировали, чтобы ответить на поставленную в эссе проблему.

Вывод: логическое обобщение выявленных наработок + критика + возвращение к поставленной проблеме и объяснение, как автор с ней справился (или не справился).

Какую литературу брать:
- ПЕРВОИСТОЧНИКИ
--- на русском языке с адекватным переводом (степень адекватности можно уточнить у ВГ)
--- на языке оригинала, если нет перевода, либо он считается неадекватным (например, может встретиться искажение перевода ключевых терминов)
- статьи про выбранного теоретика
- статьи с критикой выбранного теоретика (от его/её современников или свежие публикации, но всё о том же)

Что не брать: Википедию, готовые рефераты по схожей теме (привет плагиат), учебную литературу (именно учебники), академические публикации из сомнительных источников (всякого рода "Вестники" и журналы со слишком общими формулировками в названиях).
Выбор темы и постановка проблемы
Обычно список тем для письменных работ вам даётся в программе курса.
Иногда (как в случае с курсом по соцтеории) предлагается самостоятельный выбор темы. А в магистратуре, например, на любом учебном курсе пишут все тексты в привязке к теме магистерской диссертации.

Советую обратить внимание на то, что социология на самом деле ВСЮДУ. Через пару лет вы наверняка заметите, что сюжеты большинства фильмов и сериалов для вас окажутся слишком предсказуемыми – это знак, что вы на верном пути к освоению социологического знания! Ну ещё друзья начнут вас ненавидеть за спойлеры во время показа, это тоже индикатор :)

Я считаю, что пока есть возможность "проявить себя", то дерзайте и берите самые неожиданные кейсы! Это могут быть сюжеты сериалов, мультиков, кино, комиксы, видеоигры – всё, где есть какие-нибудь истории. Некоторые из ваших предшественников предпочитали "не париться" и писали чуть ли не об изъезженной вдоль и поперек теме о мальчике-Маугли или брали сюжеты из школьной программы по литературе. И – guess what – это были не только скучные, но и слабые работы, которые получили соответствующие оценки. Мотайте на ус. Жизненные байки – это не менее увлекательно, чем плоды массовой культуры. Главное правильно их подать проверяющим.
Постановка проблемы
Это капкан для всех студентов всех курсов и направлений всех специализаций ever. Нам много говорят (и будут говорить) о том, как важна постановка проблемы, но как это сделать, почему-то, не всегда объясняют.

1) Проблема – это ваш вопрос, на который вы хотите дать ответ в эссе. Без проблематики эссе превращается в сотрясание воздуха.
2) Проблема – это спорный вопрос! Вы можете дать свой ответ, а ваш одногруппник предложит альтернативное решение! В социологии нет ничего однозначного, значит и вы, и ваш одногруппник могут оказаться правы. Или вас обоих раскритикует кто-то третий.
3) У проблемы много лиц и имён, поэтому нет устоявшегося клише, как сформулировать проблему. Есть некоторые слова, которые достаточно часто там встречаются (неравенство, неравномерность, ограничение и т.п.) + обычно есть кто-то (социальная группа), кто остаётся не у дел или же с точки зрения вашей проблематики с ним что-то не то.

Давайте я попробую привести вам пример.
Вот, скажем, сделали велодорожки по бульварному кольцу в Москве. Это – результат решения некоторой проблемы. Какая здесь может быть тематика?
  • Велодвижение и "велосипедизация Москвы" (первое – инициатива горожан, второе – правительственная программа)
  • Взаимодействие велосипедистов и автомобилистов (и других участников дорожного движения)
  • Концепция "города, удобного для жизни" {~ жизни разных групп горожан}
  • Градостроительные тренды ("в Европе сделано всё для велосипедистов, чем мы хуже")
  • Борьба с пробками в Москве (для машин будет меньше места => "а давайте москвичи пересядут на велосипеды").
У каждой тематики свой уровень социальной остроты, поэтому список можно продолжить. А какие здесь могут быть проблемы, которые требуют исследования?
  • Неравенство участников дорожного движения
  • Проблема осуществления "права на город" {концепция А.Лефевра об использовании городского пространства}
  • Проблема несоответствия политики московского правительства в области транспортного планирования европейским стандартам (здесь важно дать обоснование для подобной мысли)
  • список, опять же, можно продолжить
Скилл в постановке проблем исследования прокачивается посредством ознакомления со всё большим и большим количеством уже проведённых исследований по разнообразным темам, а также по мере освоения разных направлений (парадигм) в социологической теории.
Иногда учёные слишком заморачиваются и различают "Социальную проблему" и "Социологическую проблему". И просят это сделать и нас с вами.

В случае социальной проблемы должна быть обозначена какая-то форма неравенства или показан конфликт сторон.
Социологическая проблема выражает объективное отображение проблемной ситуации (кейс), указывает на некоторое противоречие между здравым смыслом (или теоретической моделью) и реальным поведением людей.
Надеюсь, вы уловили суть.
Ваша ситуация – она как флорариум с суккулентами. Вы можете посмотреть на неё с разных ракурсов, и каждая "грань" – это новая проблема, которую вы обнаружите.
Не беспокойтесь, если у вас не получится "правильно" сформулировать проблему в эссе! Всё приходит с опытом. А я как проверяющий постараюсь скорректировать, если что-то было не то.
Подбор литературы
Тут всё просто, поскольку есть "обязательная" литература и "дополнительная".

Обязательная – это та, которая была освоена во время прохождения курса и ожидается при конкретной тематике работы. Например, если вы пишете про город, то мы ожидаем от вас ссылок на чикагскую социологическую традицию. А если у вас межклассовый конфликт, то неупоминание Маркса или Бурдье – плохой тон! Ну и всё в таком духе. Старая добрая классика, одним словом.

Дополнительная – полностью на ваш выбор. Полностью опциональна. Вы можете не заморачиваться и основывать свои суждения на классических принципах, которые вы изучили, и которые оказались вам понятны и доступны. К категории "дополнительной литературы" можно отнести любой свежак, будь то "новые теории" (обычно студенты не обращают внимание на то, что "новые" по их мнению теории на самом деле датируются 1970-80-ми годами где-нибудь за рубежом, и, скорее всего, в академическом мире они уже далеко не такие "новые", а большинство современных "бумов" западной мысли доходят до России лет так через 20 спустя, лол), новые исследования по классической тематике, новые последователи прежних классиков и т.п.
Сюда также можно отнести и критические направления, если критическая социология не является основной для вашего эссе.
Форматирование
Мантра из старого доброго ППО: Times New Roman 12pt (иногда 14pt), 1,5 интервал (иногда одинарный), отступ первой строки 1,25 см, выравнивание текста по ширине (заголовки – по центру).

Если работа занимает больше 3-4 страниц (не считая списка литры), то нужен титульный лист. Когда работа совсем маленькая, то достаточно написать сверху фио и номер группы.

Этот стандарт, кстати, прописан где-то в ГОСТе, т.е. все документы (не только эссе и курсовые) оформляются таким образом.
Внимательный читатель заметит, что мы кое-что забыли обсудить...
Каждый из вас уникален. У каждого из вас свой способ объяснять некоторые вещи. Кто-то смелый, поэтому храбро выражает своё мнение (правда, не всегда к месту...), кто-то умный, но скромный, и предпочитает прикрыться умной цитатой, кто-то не знает, что делать, и в ходе последовательных рассуждений к чему-то в итоге приходит. Это нормально! В конце концов, в рамках эссе от вас не ждут умопомрачительных открытий.

Как можно улучшить эссе:
  • Эпиграф в тему – он должен быть коротким и звучать стильно. Преподаватели ценят этот приём! Только если он короткий, стильный и в тему.
  • Стиль письма: в реферате подразумевается строгое, "сухое" академическое письмо, в то время как в эссе можно развернуться! Не возбраняется подражание стилистике того или иного писателя (в нашем случае скорее исследователя). Постарайтесь не утопать в метафорах.
  • Ваши рассуждения! Формулируйте их так, как удобно вам! Постарайтесь объяснять доходчиво. Можно задавать риторические вопросы, только не переусердствуйте. Со временем вы научитесь делать это так, как это делали крутые исследователи, но важно с чего-то начать.
Для тех, кто добрался до этого места, самый главный лайфхак на сегодня:
!!! НЕ ПИШИТЕ ЭССЕ В ПОСЛЕДНЮЮ НОЧЬ !!!
Такую роскошь вы сможете себе позволить НЕ РАНЬШЕ 3 курса, потому что наберетесь опыта в написании большого объема текстов.
Сейчас лучше придерживаться такого плана:
  • 1 неделя на поиск темы
  • 2 недели на поиск литературы, её чтение/конспектирование, поиск того, что можно использовать для цитат и ссылок
  • ХОТЯ БЫ 2 ДНЯ на написание + 1 ДЕНЬ на вычитку!!!!!!!!! До чего же обидно получать интересные работы, но через каждые 2-3 абзаца вылавливать глазом опечатки ~____~ для преподавателя это признак лени и несобранности.
  • Лучше посвятить написанию эссе выходные, предшествующие дедлайну, чтобы в случае чего что-то скорректировать за понедельник-вторник. Обычно на утро после "ночи эссе" вы можете посмотреть на свой текст свежим взглядом и выявить косяки! И, следовательно, устранить их перед сдачей!

Обратите внимание на то, что часто в LMS любят ставить дедлайн на 23:59!
Вот и всё!
Очередная порция наставлений от Ксюшани, которая "повидала жизнь", получена. Будут вопросы – пишите!
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website